Филиппины. Остров Панглао – сундук с сокровищами

Наш юный путешественник Леша ступил на Филиппинскую землю со словами: “Хочу съесть кокос”.
Пять веков назад здесь окончил свою экспедицию великий путешественник Магеллан, помог ему в этом Лапу-Лапу, вождь острова Мактан, борец с колонизаторами. Вот так вот было в те времена.
В наше же время трудности заключаются несколько в другом – с самолета на паром удалось попасть только через три службы оплаты: покупка билета в кассе, взнос за пользование паромом – в другой кассе, оплата погрузки багажа – грузчику на руки, причем, как нам кажется, нас обставили в 2 раза.

Первое впечатление от Филиппин было в городе Себу, из которого идет паром на наш остров. И впечатление было не очень: город достаточно грязный, много на вид беспризорных и даже голых детей, много обветшалых домов, люди сидят прямо на земле, хаотичное движение, перемешанное торговлей отовсюду. Такой себе центр пересечения всех дорог, не в самом лучшем смысле. Поэтому мы поспешили на паром и отправились на остров Бохол.

Выйдя с парома на Бохоле нам нужно было добраться до окончательной точки назначения – острова Панглао. Саша наотрез отказался от такси, выбрав трицыкл с надписью “Бог поможет нам!”.

И со словами окружающих “Ok, adventurer!” мы отправились к отелю. Трицыкл – это как мотоцикл с коляской с козырьком то ли от солнца, то ли от ливня (по дороге встретили о то и другое). Положили наш багаж в ящик сзади, привязали веревкой. Мы с Лешей сели в прицеп, Саша ехал сзади водителя, и мы его чуть не потеряли несколько раз, но по кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в отель приехали.

Проезжая по Бохолу и Панглао, тропики себя полностью реабилитировали. Это были наши первые тропики… и, наконец, мы увидели бананы, манго и кокосы в их первозданном виде, прямо на пальмах. На высоченных-высоченных пальмах, дополняющих небесно голубой своими зелеными листьями… Прямо такие, какими я их видела на принтах футболок.

Море оказалось сундуком с сокровищами: любая ракушка на пляже хранит в себе рака-отшельника, как “краб Себастьян”. Я раньше на море находила только пустышки, поэтому первое время здесь очень удивлялась, кто меня там щипает за палец, кто-то не очень-то хочет быть пойманным и сражается.
Каждый день мы видели приливы и отливы, каждый день это чудо природы давало возможность пообщаться с жителями моря. О раках-отшельниках говорила, теперь о крабах, морских звездах и ежах. Крабы достаточно большие, панцирь с четверть ладони, цветом молока, но я их все равно находила и немного играла. Они завидев людей еще издали начинают боком удирать, а потом как только настигнут рыхлого песка, как и не бывало.
Звезды тоже ого-го как бегают по дну, у меня дома только засушенная сувенирная была…она не бегала.
А ежи ведут себя как шпионы, засев незаметно в водорослях. Они с невыпущенными колючками, но близко мы так и не познакомились. Как-то утром после прилива нашла на берегу половину ракушки размером с мою ладонь, прямо такую всю розово-бежевую, такую океанскую. В такой природе прямо всплывали в голове отрывки из “Остров сокровищ”.

Так что первое впечатление от Филиппинского моря было восторженным.

А вот кокосовый сок, такой символ тропиков, совсем не впечатлил, даже со второго раза (грустный смайлик). Зато всем бы рекомендовала сок манго – это как манго только жидкий. К слову, яблочный сок здесь стоит в два раза дороже, чем соки ананаса, папаи, кокоса и манго.
Большим открытием была Филиппинская кухня, познакомившая с разнообразными морепродуктами, вкуснейшими вариациями приготовления курицы и неожиданными соусами, в которых рис становится очень вкусным блюдом.

Филиппинский сервис многие отмечают, как очень внимательный и приветливый, я бы еще назвала его дружественным. В отеле знают всех постояльцев по имени. С Лешей непременно заигрывали будь то официант или охранник каяков.
Пока мы ели к нам подходили официанты и общались – мы знаем, сколько лет сыну официанта, и что папа официантки работал в Корее, а они знают, как прошел наш дайвинг, и сколько раз мы погружались в день, и что в Украине сейчас еще прохладно. В общем, все очень вежливо и ненавязчиво.

Омрачает лишь тот факт, что охрана в гостинице, как в общем и везде: на заправках, вокзалах, аптеках и т.д., ходит с винтовками, даже не пистолетами…и непонятно: чего-то здесь нужно остерегаться или это просто охранники желают внушительное выглядеть…

Продолжу о приключениях. На соседнем острове Бохол мы поехали на Шоколадные холмы. Называются они так, потому что в конце лета трава вся на них выгорает и становится коричневой, кроме травы на холмах ничего не растет по причине насыщения земли солью.
На холмы мы поехали на багги, такое себе четырехколесное чудо. И это у нас снова был первый опыт, т.к. никто из нас раньше за рулем не сидел. Наш папа устроил нам прямо таки “Нид фо спид” с кочками, лужами, ветками. Мы визжали, местами нас болтало, обливало грязью (были у меня белые кеды…и шляпа была), ехали даже по внедорожным джунглям. В общем, получили концентрированную дозу радости. Так что тоже бы советовала всем попробовать багги.

Оправившись от первого восторга, мы поехали на речку Лобок. С двух сторон над рекой опускаются пальмы, а сверху зеленые горы, едут тихо одинокие лодки, слышно щебетание птиц, что даже кажется сейчас слетят с деревьев попугаи. Река Лобок – невероятно отражает мое понимание тропической реки, там даже кажется, что можно встретить крокодила. Такой себе эпизод фильма “Роман с камнем”.

Остров Бохол весь невероятно красив. Это самый настоящий земледельческий тропический остров. Представьте: вы останавливаетесь и наблюдаете как мерно и умиротворенно филиппинец ведет своего быка по воде, обрабатывая рисовое поле, а на фоне только пальмы, а вокруг только тишина. Это как попасть в картину. Глаза хотят напиться этой красотой, чтобы потом вернуть когда-нибудь ее во сне.

Дома утопают в зелени. Можно встретить совсем обветшалые халабуды, но больше встречается крепеньких пестрых домов. Осыпавшаяся краска говорит о том, что они некогда были еще более яркие, а теперь хранят гордо свою историю за пальмовыми участками.
Почти везде пальмы – это чьи-то садовые деревья. Здесь на них завязано многое. Есть фруктовые пальмы, плоды которых продают, есть пальмы, из листьев которых делают крыши.
На Бохол можно ехать, чтобы посмотреть на действительно не туристическую спокойную жизнь. Набраться музыки природы на целый год.

Следующие три дня мы посвятили осуществлению нашей давней мечты, а, если быть точным восьмилетней мечты – Дайвингу. И, как бы это банально не звучало – мир больше никогда не будет прежним.
Сделала шаг в своем личном плане на пути к сохранению спокойствия в стрессовых ситуациях. Когда ты по жаре тащишь очень тяжелый баллон, падаешь спиной в воду с этим самым баллоном, когда дышать приходится в непривычных условиях, когда ты медленно начинаешь тонуть, когда вода течет тебе в маску, а при погружении давление давит на глаза, когда сказать ничего не можешь – тогда понимаешь, что нужно дышать… очень спокойно дышать, и это единственное решение всех проблем. И это другое осознание себя. И приходит уверенность…приходит радость.
А твой сын с забвением смотрит на действия инструктора, следит за тем, как мы устанавливаем систему на баллон – это придает еще больше уверенности.

И уже на глубине, когда плывешь вдоль отвесного рифа, а внизу бездна, и поражаешься многообразию кораллов, когда под тобой проплывает стая рыбок, или на тебя из актинии выглядывают удивленные рыбы-клоуны, когда тебя на пути “подрезает” большая сардина, или повернув голову видишь упершуюся лапами в кораллы рыбы-лягушку, когда видишь два уставившихся на тебя глаза мурены, а возле них потрясающе красивого синего цвета морскую звезду, когда ты сам герой мультфильма “В поисках Немо”, когда получается держать свою плавучесть, когда понимаешь, что, если будешь себя здесь вести вежливо и соблюдать технику, то все с тобой будет нормально – тогда открываешь для себя этот невероятный новый мир, который сам того не понимая, оставляет татуировку в твоей душе. И вернуться хочется сильно.

Я раньше, да и сейчас, не любила просто пляжный отдых – и пальм как-то было вполне достаточно на фоновых заставках компьютера, но теперь мне очень хочется вернуться в тропики, здесь открылся целый новый мир. Филиппины случайно стали местом этого открытия. Спасибо вам, Филиппины, за все это!